чаще всего, это слова, которые нам известны, но они обретают новые
значения. К примеру, если собеседнику что-то неясно, он произносит
«в смысле», требуя таким образом пояснений. Это слово – на слуху у москвичей, потому что вот уже более
десяти лет в нашем городе работает Молодежный театр «ВСмысле» - именно с таким написанием названия – весело, непривычно и «со
смыслом». Каким?
- «ВСмысле»? – парирует вопрос основатель Молодежного
театра, который недавно обрел звание народного, режиссер Яна
Полторжицкая. – Тут же всё понятно: в своих постановках я исхожу
из «фундамента» материала, который предлагаю сыграть актерам, - из содержания. Они, используя весь свой арсенал мастерства, должны донести до зрителя смысл произведения и эмоции, заложенные в подтексте. И в задачу постановщика молодые люди легко, выражаясь
опять же на сленге, «въезжают». Это в очередной раз они
подтвердили, показав 10 декабря на сцене «Театра на 4-м этаже» (это
в ДК «Родина») свое визуально-драматическое прочтение одного из
последних произведений Л.Н. Толстого - повесть «Отец Сергий». Фабула вроде бы проста: главный герой, молодой красавец-князь, командир лейб-эскадрона Степан Касатский вдруг принимает
решение уйти в монастырь. И что из этого выходит?
- Рисунок игры построен на метаниях моего героя, - рассказывает Михаил Куприянов (это его первая главная роль в
театре Яны Полторжицкой), - он долго искал себя и сознательно
пришел к решению – постричься в монахи, надеясь на то, что на этом
закончатся поиски себя, но горько ошибся: одевшись в рясу и читая
дни и ночи напролет молитвы, он не нашел в этом защиты от
соблазнов и падений. Убедительно Михаилом Куприяновым сыграна сцена, в которой
он, чтобы «охладить» свой пыл, удержаться от грехопадения, отрубает себе палец. Это один из самых напряженных
эмоциональных моментов в «Отце Сергии» у Толстого, и в эта
атмосфера в высшей мере точно воплощена артистами. Алёна
Клабукова за счет своей восхитительной пластичности показала
страсть, которая ею обуревала в попытке соблазнить отца Сергия.
В каждом движении актеров (а в спектакле сложная
мотивированная сценография) чувствуется опытная рука хореографа
Виталия Короткова. Он придумал трюки, но всё прошло без сучка, без
задоринки: главному герою пришлось даже падать с двухметровой
высоты. Виталий скоро станет специалистом по физической
реабилитации, заканчивает спортивный университет. «Но и с театром
я не собираюсь завязывать, мечтаю стать режиссером», - признается
юноша. Он занят в нескольких спектаклях, и в «Отце Сергии»
предстает перед нами, причем в разных ипостасях: кадет – генерал –
старец. Станиславский, увидев такие перевоплощения, воскликнул
бы своё «верю!»
Во всех постановках Яны Полторжицкой, где играет, пусть не
главную роль, Кирилл Прокин, он как стержень композиции: и в
начале «Отца Сергия» актер притягивает (или даже перетягивает)
внимание зала: в первых сценах, где герой еще в кадетском училище, выход Кирилла, играющего роль Николая I, кумира юного Степана, затем Кирилл – игумен Тамбинского монастыря, куда отправляют
героя на послушание, ну и в заключение действа – купец. Един в трех
лицах. И во всех – своя линия поведения, соответствующего
внутреннему содержанию каждого из статусных лиц.
Во втором акте в развитии действия выделен фрагмент
материала Толстого, где он обращается к описанию отрочества героя:
там была увлеченность девочкой Пашей, и всё дышало чистотой и
искренностью. Эти качества легко сыграть Александре Макаровой. - Она и в жизни такая, - говорит Кирилл Прокин, - в спектакле
«Свободные бабочки», где мы с ней играем, Саша показывает, что
человек – на то он и человек, чтобы помогать людям, хотя без
ошибок трудно обойтись... В ансамбле участников спектакля гармонично смотрелся
Андрей Матвеев, говоря на театральном сленге, «вписался» в
сценический строй. Апофеоз спектакля. Наступило время, когда отца Сергия стали
одолевать сомнения, с Богом ли он. В отчаянье отвергает Спасителя. Как следствие – грехопадение. Дочь купца Марья больна, и
прикосновения отца Сергия, прослывшего в народе исцелителем,
вызывают у девушки ощущение жизни, плотские желания, и на этот
раз священник сдается. Героиня Анастасии Сусекиной вызывает у
зрителя двойственные чувства: и сочувствие, и отвращение. Актриса
создала образ, который оказался для отца Сергия роковым: он
перестает соревноваться с Господом, открывает для себя людей и
начинает жить для них, тем самым постепенно открывая для себя
путь к Богу.
- Ну вот мы это и сделали, - подвела итоги полугодовой работы
над спектаклем Яна Владимировна, - это знаковая для меня работа. Там очень много меня, моей боли, моих мыслей, того, что волновало
всегда, а в последнее время в особенности. Честно говоря, даже
жалко, что активная работа над спектаклем закончена - такое
чувство не только у меня, но и у актеров.чувство не только у меня, но и у актеров. Это премьера, и, конечно, мы продолжим оттачивать и, что называется, наигрывать спектакль, но самое главное уже совершилось. Спектакль выпущен.
Влад Красноярский.